воскресенье, 11 января 2015 г.

Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»


Этот роман был написан в начале шестидесятых годов XX века. Автор взялся за работу в очень непростое для его жизни время. Его любимая умирала, спиваясь, не сумев оправиться после душевной и телесной травмы, а ему самому был вынесен ошибочный диагноз «Неоперабельная опухоль мозга» с крайне неблагоприятным прогнозом. Так что Бёрджесс сел писать роман своей жизни, думая, что вскоре умрёт, но позже выяснилось, что диагноз ошибочен и автор прожил ещё не один десяток лет.
Повествование начинается с описания мрачного будущего, которое должно было наступить через 50- 60 лет. В этом мире улицы захватывают банды жестокой молодёжи. В романе описывается одна из шаек, которые накачиваются в баре наркотой, а потом избивают и убивают прохожих, грабят дома и магазины, издеваются над людьми. В банде есть лидер - Алекс. Он резко выделяется из остальных: он интеллектуал, приходя домой он слушает симфоническую музыку, он в восторге от Баха, Моцарта, Бетховена (последний его любимый композитор), но при этом он предаётся мечтам в которых творит зло ещё большее, чем в реальном мире. В конечном итоге шайка отторгает его - после очередного убийства Алекса избивают самого и он попадает к полиции. Так кончается первая часть, своего рода «Преступление». Последние слова этой части просто шокируют: «А ведь мне всего 15». Это говорит человек, остидевший в тюрьме, для которого избить и убить так же легко, как включить магнитофон.
Во второй части Алексу, как неисправимому убийце, предлагают участвовать в качестве подопытного в эксперименте, в суть которого он не счёл нужным вникать, обещая за это свободу. Ему привили отвращение к насилию, в итоге, если он захотел ударить кого или просто выругаться, у него начинались мучительные ощущения. Так кончается вторая часть, начало его «Наказания».
В третьей части (это апогей "наказания") изменившийся Алекс, ставший своей противоположностью, оказывается в обществе, которое не изменилось ни на йоту. И тут автор сталкивает его со всеми, над кем он поиздевался в первой части: его узнают его бывшие жертвы, которые платят ему свою меру зла. Он попадает в полицию, где служит его приятель из бывшей шайки (в полиции его ещё раз отдубасили и отвезли в лес). В конечном итоге Алекс встречается с человеком, в доме которого он в своё время устроил погром, надругавшись над его женой, которая умерла после того. Тот тоже не упускает случая отплатить ему, после чего Алекс выбрасывается из окна и получает множественные травмы. В итоге после падения у него пропадает иммунитет ко злу и он снова чувствует потребность убивать. В последней главе автор сводит бывшего главаря с ещё одним членом банды Питом, который остепенился, завёл любимую и стал работать клерком. Глядя на него Алекс примеряет на себя роль такого же теперь уже добропорядочного бюргера, главный герой пытается представить, что у него будет сын, что он попытается ему объяснить что-то в этой жизни, но не сможет и сын наломает столько же дров. Словом отказывается от зла по своей воле, по своему убеждению, а не после жестокой переделки его психики.
Роман и его экранизация очень спорные. Тут возможны разные трактовки. Не понятно, как главный герой не мог чувствовать, что кроме насилия свою душу можно заполнить чем-то иным. Причём в ряде публикаций встреча с Питом просто опущена и перед нами снова подонок, готовый творить зло. Не понятна суть наказания – нужно ли оно, если не может переделать человека. Но этот вопрос ставили и будут ставить авторы многих романов, пьес, рассказов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий